edgeways.ru
Список форумов
Полигон (архив)
Обсуждение вопросов эволюционного обществознания 
Незнайка в дыму
Аватарка Пользователь: SalvadoR (IP-адрес скрыт) [Модератор]
Дата: 20, August, 2010 06:25

"Поручение переделать российский павильон на Expo-2010 Дмитрий Медведев подписал 14 июля (копия есть в распоряжении "Ъ"). В документе говорится, что это необходимо сделать "в связи с предстоящим 28 сентября днем России на Expo-2010 и планируемым визитом президента РФ в КНР". Упор в экспозиции теперь должен быть сделан "на раскрытии потенциала страны для развития инновационного бизнеса, насыщении материалами о современных достижениях российской науки и техники, в том числе по линии создания "умной" городской среды". Об исполнении поручения президенту должно быть доложено 1 сентября.

Необходимость изменений в павильоне, который открылся в апреле, высокопоставленный источник "Ъ" в Кремле объясняет тем, что проект российского павильона готовился три года назад, когда "у России еще не было нынешних модернизационных амбиций". "Хотя мы впервые за последние годы построили для Expo свой павильон и у него неплохая посещаемость, нынешняя экспозиция тему модернизации практически никак не раскрывает, да и вообще концепция там изначально не особо удачная, поэтому нуждается в доработке",— говорит собеседник "Ъ".

Эксперты же убеждены, что вносить коррективы в российскую экспозицию на Expo было необходимо в любом случае, поскольку китайские посетители воспринимают ее неоднозначно. Внутреннее убранство павильона выполнено по мотивам сказки Николая Носова "Незнайка в Солнечном городе". Выбор Незнайки в качестве персонажа, представляющего Россию, поверг китайцев в шок. "В конфуцианской культуре ценится стремление к знаниям и почтение к старшим. Незнайка — антипод этих устремлений, а потому для китайцев он персонаж отрицательный,— пояснил "Ъ" доцент Института стран Азии и Африки МГУ Михаил Карпов.— Китайцы внимательны к таким вещам, поэтому выбор подобного лица страны негативно влияет на образ России". С этим согласен и собеседник "Ъ" в Кремле. По его словам, "Незнайка и клубника — не самые очевидные символы модернизации"."

[kommersant.ru]


А мне тут вспоминается давний опус Варнака, который мы вставили вместо заключения в нашу уже ставшую классической первую статью про Новую Цивилизационную Парадигму (2003-2004 гг.):

"ЗАКЛЮЧЕНИЕ. НОБЕЛЕВСКАЯ ЛЕКЦИЯ ВОВОЧКИ. В интернете можно найти много самых разнообразных взглядов на Новую Цивилизационную Парадигму и на проблему знания-незнания в современной науке. Нам нравится вот такой [тут была ссылка, которая нынче бита], который мы воспроизводим здесь практически без купюр. Это лекция, прочитанная известным персонажем анекдотов Вовочкой по случаю вручения ему Нобелевской премии. Мы не будем здесь останавливаться на антураже (Стокгольм, фрак, бутылка портвейна в руке лауреата и т.п.) и проводить мифологемные параллели между ролью образа Вовочки в современной русской культуре и возможной трикстерной ролью незашоренного новопарадигмального сознания в контексте цивилизационного кризиса, а просто процитируем вовочкину Нобелевскую лекцию, под каждым тезисом которой мы бы с удовольствием подписались.

«Леди энд Жэнтльмены! Здравствуйте! Я хотел бы вкратце рассказать вам о перевороте в Исторической Науке, произведенном появлением Новой Парадигмы Истории. Первое. Историки всегда стремились увеличить объем исторического Знания. Мы поставили перед наукой прямо противоположную цель – увеличить объем исторического незнания. Поясню на примере. Предположим от какого-нибудь 11-12 забытого века в России, или еще где – неважно, осталось, как считали историки, 4-5 документа-оригинала. Однако объем исторического знания об эпохе непрерывно возрастал, выходили тысячи статей, монографий, вопрос изучался все более и более подробно и вот уже обсуждались подробности половой жизни конюхов князя Новгород-Северского и т.п. Мы выбросили все эти статьи и монографии на свалку истории и заявили прямо – нам ничего не известно о событиях в России 11-12 века! Единственное что мы знаем – наличие 4-5 артефактов с сомнительной датировкой – "не позднее 18 века" - и все! Второе. Историки изучали последовательность событий, исторических фактов и общественных отношений в жизни той или иной общности людей от прошлого к будущему, от предшествующих событий к последующим. Мы сделали все наоборот! Мы вообще отказались от понятий "исторический факт", "историческое событие" и т.п. как ненаучных. Мы теперь не знаем ни одного исторического факта и события! Повторяю - ни одного! Единственное что мы знаем – это некое множество артефактов и множество сделанных по ним выводов и оценок. И более – ничего! В третьих, мы пошли еще дальше. Мы развернули временную ось в противоположном направлении – от настоящего к прошедшему! Мы установили начало координат на текущий момент, а все выводы и оценки о возможной датировке артефактов мы делаем в направление от более поздних (и на основе оцененных нами как более поздние) к более ранним. Далее. Мы отказались от понятия Историческая Личность. Мы не знаем ни одной! Мы знаем только более или менее достоверные оценки возможности отнесения упоминаний тех или иных персонажей к тем или иным "предполагаемым" личностям. Или не личностям. И подобный переворот мы произвели не только в Истории, а во всех гуманитарных науках! Везде мы осуществили переворот от "нестрого знания" к "строгому незнанию"! И теперь мы приступаем ко всем остальным наукам…»"


Т.е. с точки зрения НЦП - Незнайко-Вовочка - это, наоборот, как раз самый очевидный символ модернизации, если понимать под таковой переход к НЦП. Меня не оставляет смутная надежда, что Медвед и те, кто за ним стоят, мыслят себе именно постпостмодернизацию, а модернизацией ее называют как раз из утилитарно-постмодернистских соображений, мимикрируя тем самым под радетелей за парадигму модерна (она же сепарационная), чтобы не входить в клинч с настоящими сепарационщиками. Очевиден же копипастный, имитационный характер сколковского проекта, который теперь хотят пиарить на китайской Экспо. Это проект - цитата, проект - симулякр. И он по определению должен быть встроен в систему стереотипов отмирающей СЦП. Поэтому и пошла атака на Незнайку - чтобы показать: да, мы свои, мы такие же, мы - модернисты, знание - сила! Но если задуматься, то не кажется ли это незнайкоборчество чересчур навязчивым - и при этом чересчур карнавальным? Вон, даже Конфуция приплели. Можно эпос писать: "Как Конфуций одолел Незнайку". Или "Бой с драконом Вовочкой, не уважавшим традиции и попиравшим стереотипы".

И тут же в памяти всплывает еще одна развернутая цитата:

"Активное вторжение в сознание эпохи спектакля имеет своей целью разрушение симулятивных цепочек, - структур, посредством которых симулякры ссылаются друг на друга и друга друга взаимно поддерживают. Реальность симулякра - плотное и самодостаточное переплетение отсылок к общепринятым штампам и стереотипам. Симулякр - как бы узел в этой системе штампов, без нее он существовать не может. Сами же эти штампы и стереотипы, в свою очередь, живут только потому, что их беспрестанно манифестируют симулякры, тем самым удостоверяя их адекватность. Напрашивается простой и органичный способ нарушить работу этой системы взаимных отсылок: нужно произвести симулякр, который существовал бы "перпендикулярно" сложившимся в гиперреальности симулятивным цепочкам. Конечно, какую-то часть из этих стереотипов он будет использовать обычным, конвенциональным способом (на то он и симулякр, это нужно в качестве "пропуска в гиперреальность"), но зато другие будет соединять нестандартным и невозможным для спектакля способом. Попадая в пространство симулякров, этот сложный противоестественный сплав спутывает симулятивные цепочки, а значит - нарушает правильную работу концептуального аппарата спектакля и подрывает все поле симулякров, которое на нем держится. Изменяются сами "структуры ожидания", и от этого симулякры, которые апеллировали к этим структурам ожидания и, в сущности, являются лишь их материализацией, теряют убедительность и обнажают свою симулятивную природу.

Это позволяет говорить о новом типе объектов в пространстве гиперреальности - об объектах-трансгрессорах, которые представляют собой как бы предумышленную диверсию в пространстве симуляции. Трансгрессор - это симулякр, используемый как оружие против других симулякров. Трансгрессор, пользуясь всеми преимуществами симулякра, обладая всеми его качествами, обнажает и разрушает структуры ожидания, знаковые цепочки, на которых держится мир симулякров. Это симулякр, который перепахивает пространство симуляции и подрезает корни у других симулякров, нарушает гармоничное единство, самосогласованность симулятивной среды, заставляет отдельные ее сегменты вступить в противоборство друг с другом. Симулятивные цепочки, над которыми поработал трансгрессор, разомкнуты, перекручены и обрываются в пустоту, т.е. указывают за пределы мира симуляции. В результате на какое-то время маразм современности истончается и в просветах между обломками иллюзии проступает истинная структура мира. Если такой натиск на реальность спектакля достаточно интенсивен, состояние "просвета в реальности" будет постоянным.

Важно понять, почему другой путь воздействия на реальность спектакля, на общественное сознание этой эпохи, является невозможным. В мире спектакля реальность затмевается гиперреальностью и может существовать только на грани между "игрой" и "реальностью", а "подлинное" и "имитация" неразличимы или даже меняются местами. В мире постмодерна имитация - уже не антипод подлинности, а необходимое ее дополнение. Подлинное, чтобы существовать и оказывать влияние, вынуждено еще и имитировать само себя, в том числе - имитировать свою подлинность. Чтобы выжить в этом мире, подлинное вынуждено играть по существующим здесь правилам. Эвола пишет: "когда цивилизационный цикл подходит к концу, нельзя добиться каких-либо результатов простым сопротивлением или прямым противодействием силам разрушения". (1) Миру симулякров можно противодействовать только изнутри, играя по его же собственным правилам. Взламывать мир симуляции можно только с помощью самих же симулякров. Это и есть реализация принципа "оседлать тигра".

Если имитация, оторванная от подлинного, имитация-в-себе, порождает симулякр, то имитация, связанная с подлинным, стоящая у него на службе, порождает трансгрессор. Трансгрессор стоит на грани между подлинным и имитацией, между игрой и реальностью. Это представитель подлинного в мире иллюзии, реального в мире игр. Трансгрессор - это симулякр, используемый как указатель на подлинное. Сам по себе симулякр - это автономный знак, который ни на что не указывает; знак, потерявший свою знаковую функцию; знак, подменяющий свой объект. Симулякр можно снова превратить в нормальный знак, если использовать его в качестве рекламного инструмента, цветастой обертки для подлинного. Трансгрессор, в отличие от симулякра, указывает вовне себя. Это симулякр, укоренившийся в подлинном, пустивший в нем корни. Трансгрессия выводит симулякр за пределы нарциссической замкнутости на себя самого и увлекает за собой всех, кто был привлечен внешностью симулякра.

Трансгрессор используется подлинным как наживка на крючке. Подлинное, организованное на поверхности как симулякр самого себя, тем самым взламывает пространство симуляции изнутри. Собственная энергия подлинного неизмеримо превосходит энергию симулякра, поэтому даже небольшая часть этой энергии, затраченная на репрезентацию, затмевает симулякры и делает их существование невозможным.
"

[kitezh.onego.ru]


Складывая А, Б и В, трудно удержаться от довольной ухмылки. Ай да Асламбек Андарбекович, ай да сукин сын! smoking smiley


Ты не вылечишь мир - и в этом всё дело. Мы спасём лишь того, кого можно спасти. Спасём лишь того, кого можно спасти...

(tu): Pirx, nekto, sult

Перейти: <>
Опции: ОтветитьЦитировать

Ваше имя: 
Ваш email: 
Тема: 
Smileys
...
(loading smileys)
Незарегистрированный пользователь должен ввести код, чтобы публиковать сообщение. Действителен только последний показанный код.
Введите код:  Картинка
В онлайне

Гости: 81

This forum powered by Phorum.

Large Visitor Globe