edgeways.ru
|
|
Мнемозина . Набоков и Гофман. Пользователь: Изюм (IP-адрес скрыт) Дата: 12, July, 2010 12:59 Может немного не смысл поста.
но все-равно интересно. ---------------------- Игра Набокова с бабочками забавна. В ранних постах про схожесть - рассматривалась парапара Гофман и Кюхельбеккер не нашел ссылку -но они идентичны. бабочка -на могиле Гофмана [supernovum.ru] --------------------------------- гоголь -кюхельбекер [supernovum.ru] --------------------------------- гоголь-по [supernovum.ru] ------------------- в молодом Набокове - есть эта печать (болезнь?) что и По Гоголь Гофман. --------------- Мнемозина- бабочка семейства парусниковых. В сравнении Кюхельбекера и Гофмана - превуалировала портретная схожесть и "памфлетизм" сказок Гофмана - откликающийся политической подоплекой творчества Кюхельбекера -основателя аль-монаха "Мнемозина". Случайно попалось фото могилы Гофмана - с символической бабочкой. ---------------------------------------- Скорее всего Набоков был членом старейшего общества "Мнемозина". Которая дискуссировала с "Полярной звездой" (Центробалтом ?) Тут отражение какой-то борьбы -связанной с "обществами-семьями". Творчество Набокова такое же мрачное -как и "мнемозистов". Гофман По Гоголь. ------------------------------------------------ В 1824 г. инициатором издания в Москве альманаха «Мнемозина» выступили Вильгельм Карлович Кюхельбекер и Владимир Федорович Одоевский. В том же году вышли три книжки альманаха, год спустя последняя, четвертая. Своей структурой, периодичностью «Мнемозина» более соответствовала журнальному виду периодики. В ее отделах «Философия», «Военная история», «Изящная проза», «Стихотворения», «Критика и антикритика», «Смесь» печатались научно-популярные статьи по эстетике и естествознанию, путевые очерки и критические статьи, стихотворения и художественная проза. Помимо издателей в альманахе участвовали Пушкин, Грибоедов, М. Павлов. Программное значение для альманаха имела критическая статья Кюхельбекера «О направлении нашей поэзии, особенно лирической, в последнее десятилетие». Осуждая культ грусти и уныния в современной словесности, Кюхельбекер писал: «Картины везде одни и те же: луна, которая, разумеется, уныла и бледна, скалы и дубравы, где их никогда не бывало, лес, за которым сто раз представляют заходящее солнце, вечерняя заря; изредка длинные тени и привидения, что-то невидимое, что-то неведомое, пошлые иносказания, бледные, безвкусные олицетворения Труда, Неги, Покоя, Веселия, Печали, Лени писателя и Скуки читателя; в особенности же — туман, туманы над водами, туманы над бором, туманы над полями, туман в голове сочинителя». Кюхельбекер высмеивал «риторические фигуры» в произведениях представителей элегического романтизма и противопоставлял им гражданский пафос поэта, который «мещет перуны в супостатов, блажит праведника, клянет изверга». В числе критикуемых авторов оказались Пушкин, Жуковский, Батюшков. Как и «Полярная звезда», «Мнемозина» хорошо расходилась. Первая книжка имела тираж 600 экземпляров, последующие — вдвое больший. --------------------------------------------------------------- Набоков и Гофман( могила и автопортрет) --------------------------------------------- Э.Т.А. Гофман «Угловое окно»: «– …Я напоминаю себе старого сумасшедшего живописца, что целыми днями сидел перед вставленным в раму загрунтованным полотном и всем приходившим к нему восхвалял многообразные красоты роскошной, великолепной картины, только что им законченной. Я должен отказаться от той действенной творческой жизни, источник которой во мне самом, она же, воплощаясь в новые формы, роднится со всем миром. Мой дух должен скрыться в свою келью… вот это окно – утешение для меня: здесь мне снова явилась жизнь во всей своей пестроте, и я чувствую, как мне близка ее никогда не прекращающаяся суетня. Подойди, брат, выгляни в окно!». ------------------ Это напоминает "Защиту Лужина" ------- Из жизни Гофмана. И вот, изрядно набравшись вечерком после работы, Гофман приходил домой и, мучаясь бессонницей, начинал писать. Говорят, что когда жуткие фантазии начинали выходить из-под контроля, он будил жену и продолжал творить уже в ее присутствии. Возможно, именно отсюда в сказках Гофмана нередко встречаются излишние и прихотливые повороты сюжета. ----------------------------- Алехин и Гофман -играют в шахматы (рисунок Гофмана) --------------------------------- Эпитафия Гофмана. "Он был одинаково хорош как юрист, как литератор, как музыкант, как живописец". --------------------------------- Может еще выянится что Роман Кармен (Гофман) тоже имеют отношение к братским "перевоплощениям". |