edgeways.ru
|
|
самоотравление гневом Пользователь: Аврум (IP-адрес скрыт) Дата: 10, June, 2010 18:21 В данном случае проще [spbiiran.nw.ru] но если
кому неудобно,то продолжу. В большевистских верхах происходящее воспринималось более прозаично. К смерти Ленина были готовы, вопрос обсуждался заранее9. Среди большевистских лидеров практиковалось несколько необычное отношение к смерти, включая элементы макабрического юмора. Оборотной стороной привычного революционного риска стало «деловое» отношение к смерти. Н.И. Бухарин в 1928 г. о возможности собственной смертной казни говорил так: «Мы, большевики, относимся к этому просто: каждый знает, что с ним это может случиться. Зарекаться не приходится». И тут же рассказал про группу сочинских комсомольцев, которых только что «пустили в расход» за обычное для того времени «разложение». Вероятно, под влиянием смерти Ленина уже прикованный к постели М.С. Ольминский, возглавлявший Общество старых большевиков, написал завещание, где потребовал, чтобы после смерти его труп «был закопан (если нет в данной местности утилизационного завода) без гроба в одном белье в присутствии только могильщиков и милиции». Это был своего рода отчаянный протест против семиотической иерархии старой жизни. В конце 1924 г. его рацпредложение, смысл которого состоял в максимальной утилизации не только духа, но и плоти революционеров на благо живущих людей, было почти единогласно принято Общест- вом старых большевиков. В соответствующей резолюции говорилось, что «демонстрацион- ные похороны теперь сохраняют свой прежний большевистский характер в самых редких, исключительных случаях (похороны Ленина, Воровского)», а по сему Общество «отказыва- ется от соблюдения похоронных обрядностей для своих членов и призывает всю партию и сочувствующих беспартийных бороться с гнилыми предрассудками». Обнаружились и пролетарии, отказывающиеся понимать, «зачем нужны такие затраты на похороны». Годы гражданской войны совершенно изменили представления о ценности жизни и смерти – ушло таинство ухода в небытие, стали меняться представления о человеческом организме (соответственно и «душе»). На исходе 1920-х гг. В.И. Вернадский записывал в дневнике, что в кругу вершителей судеб страны учение об условных рефлексах И.П. Павлова «заменяет психологию». Широко известна история с организацией А.А. Богдановым института переливания крови с целью укрепления организма – это была вовсе не чисто медицинская, а своего рода социально-биологическая акция. Сам Богданов погиб в результате такого эксперимента. Череда «революционных смертей» казалась необъяснимой. Очевидно, что вместе с идолами разрушения во имя будущего уходила «героическая» эпоха – в новой жизни революционным романтикам и террористам, места не находилось. Для многих это означало угасание надежды. Некий И. Долгов в апреле 1927 г. писал М.И. Калинину: Если уже сейчас, когда в верхах старые товарищи, работавшие еще при царизме в подполье и то бывает несогласие в виде оппозиций, то что ж получится тогда, когда на место старых вольются новые силы… Умер Ленин, о нем все жалеют. Дальше умрут Калинин и другие. Кто знает, что за люди займут их места… До сих пор не видел просвета. Надрываюсь, работаю для куска хлеба… Труд непосильный… И духовно чувствую себя скверно… Идея «последней жертвы» в умах многих революционеров превращалась в идею фикс. Один красноармеец, «первооткрыватель» коммунистической науки призванной перевернуть мир, просил Сталина о личной встрече и жаловался: «…Сейчас у меня есть сильное переутомление и может быть не раз имел возможность смерти из-за напряжения¸ но бросить эту цель не могу». Любопытно, что представители культуры угадывали неизбежность подобного явления. Еще в июне 1921 г. М. Горький в разговоре с К. Фединым заметил, что большевистские вожди «больны», что естественно. «Это самоотравление гневом, – считал Горький. – Некий физиологический фактор». При этом он отмечал, что «среди интеллигентных работников заболеваний меньше», а бывшие рабочие, напротив, «вследствие непривычки к умственному труду истощены до крайности». Похоже, что он был близок к истине. В.П. Полонский, главный редактор «Нового мира», отмечал у И. Бабеля «жадность к крови, смерти, к убийствам ко всему страшному, его почти садистскую страсть к страданиям…». Между тем, Бабель производил впечатление вполне уравновешенного, независимого человека – творчество позволяло (вероятно, на время) уйти от поствоенного стресса. А. Белый писал Иванову-Разумнику в начале марта 1925 г., что в нынешних условиях «...люди “морального” сознания не выдерживают, лопаются сердца и воспаляются мозги». Известный экономист И.Х. Озеров в августе 1928 г. делился своими соображениями с В.И. Вернадским: «...Сейчас проявляется влияние людей, которые в тюрьмах, отчасти в одиночках, тяжелой ссылке развили фантазию, “дьявольскую волю”, незнание жизни. Этот волевой импульс соединяется с отвлеченной фантастикой, фанатизмом, отсутствием творчества» Если ты хочешь понять что-либо,узнай,как оно возникло. |
Тема | Написано | Дата |
---|---|---|
Деструкция личности революционера | Аврум | 10.06.2010 08:20 |
Отв: Деструкция продолжается | Аврум | 10.06.2010 09:50 |
Отв: Деструкция продолжается | edge | 10.06.2010 09:58 |
самоотравление гневом | Аврум | 10.06.2010 18:21 |
«убиты провокаторами, которые среди нас». | Аврум | 10.06.2010 19:01 |
С. Ярчук из села Дуброво | Andrew VK | 10.06.2010 22:14 |
Очень интересно | Pirx | 10.06.2010 10:09 |