edgeways.ru
|
|
Отв: советская мифология и коммунистический культ(Часть 3) Пользователь: Аврум (IP-адрес скрыт) Дата: 21, January, 2010 17:49 Абсурд выглядел тем чудовищней, чем большие обороты набирала сталинская пропагандистская машина. Системе нужен был яркий символ зла. Этим символом и стал Л.Д. Троцкий, "падший ангел" советской коммунистической власти. Исключенный осенью 1927 г. из партии, в 1929 г. высланный из СССР за якобы антисоветскую деятельность, Троцкий постепенно стал предметом нападок всех "правоверных" большевиков сталинского толка. Один из наиболее активных деятелей Октябрьской революции, создатель Красной Армии и председатель РВС Республики в годы гражданской войны, блестящий писатель, Троцкий вытеснялся из той политической ниши, которую он занимал в Советской стране, начиная с 1917 г., постепенно. Сразу обозвать его "злейшим врагом народов СССР и всего прогрессивного человечества", очевидно, Сталин не мог, и процесс "десакрализации" бывшего вождя растянулся на несколько лет. В этой связи интересны биографические справки на Л.Д. Троцкого, помещенные в примечаниях к 3-му изданию Сочинений В.И. Ленина. Так, в XIV томе, изданном в 1930 г., он назван социал-демократом, в 1929 г. - высланным из СССР за антисоветскую деятельность4. В XXVII томе, вышедшем в 1931 г., его биография вовсе не открывается указанием на партийную принадлежность, из первых строчек лишь следует, что Троцкий "работал в Николаеве" и т. д.5. Более резкая характеристика Троцкого содержится в томе Сочинений, изданном в 1935 г.: хотя он опять назван социал-демократом, но его социал-демократизм (троцкизм) характеризуется весьма негативно, ведь троцкизм докатился впоследствии до роли "передового отряда контрреволюционной буржуазии". В биографической справке заявлялось также и о том, что за границей Троцкий стал, на ряду с белогвардейцами, одним из центров притяжения контр-революционных сил6. Это, конечно, характеристика политического противника, а не друга (хотя и бывшего), но приличия соблюдены. Точно такие же "приличия" были соблюдены и в биографической справке, посвященной Троцкому в первом томе "Истории гражданской войны в СССР", изданной в том же 1935 г.7
Все окончательно изменяется после появления "энциклопедии большевизма" - краткого курса истории ВКП (б). Памятник коммунистического религиозного дуализма, эта книга на долгие годы стала священным писанием большевиков-ленинцев (сталинцев). Ее религиозная ценность, на мой взгляд, состоит в том, что она давала ясный и однозначный ответ на вопрос о добре и зле (в большевистско-сталинском понимании, разумеется). Автором книги официально считался пророк "новой истины" - И.В. Сталин, хотя он никогда не признавался в авторстве. Известный историк партии и антирелигиозник СССР Ем. Ярославский по этому вопросу заявлял: "Всем известно, что во всей работе по созданию этого труда по истории ВКП (б) роль товарища Сталина исключительна, лично им выполнена огромная работа"8 ("История ВКП (б)" вышла в свет в сентябре 1938 г.). Исходя из сказанного можно сделать вывод только об участии Сталина в работе над книгой, но логики искать в данном вопросе не следует, ибо тот же Ем. Ярославский несколькими страницами ниже, не сомневаясь, писал, как "«Краткий курс истории ВКП (б)», написанный товарищем Сталиным, облегчает настоящее большевистское изучение истории партии, он вооружает новыми знаниями"9. В священном писании большевизма враги не просто критиковались, они буквально выругивались, проклинались. Троцкий и его "прихвостни" по сути деперсонализировались, объявлялись подлинными исчадиями буржуазного, фашистского "ада". Начиная с "Истории ВКП (б)", Троцкий - уже не личность, а обобщенный образ мирового зла, - ведь именно "троцкисты расчищали дорогу фашизму, хотели поражения международной демократии, помогали своему хозяину Гитлеру", ведь перед именем Троцкого и его присных "бледнеют имена мировых провокаторов, изменников и предателей". Вдохновитель и организатор "передового отряда фашизма, борющегося против свободы народов, против коммунизма", Троцкий проклинался от имени всех народов11, став международным, всемирным антигероем, подлинным демоном коммунистической религиозной системы12. Ненависть к бывшим соратникам (чего стоят эпитеты врагов народа в "Истории ВКП (б)": "белогвардейские пигмеи", "белогвардейские козявки", "ничтожные лакеи фашистов"13) не может удивлять - святость не живет вместе с подлостью, а зло не живет с добром. Революционный максимализм как принцип жизни в 1930-е гг. проявил себя с иной стороны, чем ожидали оклеветанные и уничтоженные Сталиным большевики. Но революция - это не норма, а патология общественного развития, ее пути прогнозировать вряд ли возможно. Даже если принять в качестве условия тезис о благости революции, то нельзя условиться о понимании этой благости. Интересный пример: вскоре после кончины Ленина Сталин вспоминал, как на замечание некоего товарища о том, что «после революции должен установиться нормальный порядок», вождь саркастически заметил: «Беда, если люди, желающие быть революционерами, забывают, что наиболее нормальным порядком в истории является порядок революции»14. Сталин оказался провидцем: революционный порядок пожрал революционеров, патология была возведена в степень нормы. В Индии существует поговорка: весь мир подчинен богам, боги подчинены чарам (мантрам), а чары - брахманам; поэтому брахманы - наши боги. Эту поговорку, как ни странно, можно калькировать на советскую религиозную систему, окончательно догматизированную при Сталине. Итак, весь мир подчинен диалектическим законам марксизма, эти законы лучше всего знают и используют для переустройства мира большевики-ленинцы, самый лучший и дальновидный среди них - Сталин; следовательно, Сталин - лучший знаток диалектических законов, их толкователь и пользователь. Круг, как видим, замыкается, на "шамане". Если ты хочешь понять что-либо,узнай,как оно возникло. |