edgeways.ru
Список форумов
Раскопки
Постижение истории человечества 
Отв: К вопросу о влиянии еретических воззрений на христианство Древней Руси
Пользователь: Shumakh (IP-адрес скрыт) [Модератор]
Дата: 19, February, 2008 15:50

С разной степенью уверенности можно утверждать о наличии на Руси в X-XI вв. следов арианской, богомильской, ирландской и других религиозных традиций. Арианские черты могли быть занесены из Крыма, Среднего Подунавья или Болгарии. Болгарские истоки имеют и богомильские элементы древнерусского религиозного сознания. Из Моравии могли проникнуть на Русь неортодоксальные воззрения, связанные с ирландской миссией.

К числу главных причин развития еретических воззрений в Древней Руси можно отнести внешнеполитическую конъюнктуру, отсутствие антиеретических репрессивных институтов и серьeзной богословской подготовки национального духовенства.

Очевидно, что на Руси в X-XI вв. не оформлялись собственные еретические течения. Происходило либо усвоение неортодоксальных черт, привнесенных извне, либо - синкретизм традиционных местных верований и еретических моментов иностранного происхождения (например, богомильства). Ереси в начальный период христианства на Руси не носили характера широких народных движений. Скорее всего, имело место развитие отдельных еретических воззрений в среде духовенства и монашества.

Принятие христианства народами Центральной и Юго-Восточной Европы и крещение Руси. М., 1988. С.237.
Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М.,1987. С.197,414,453.
ПСРЛ. М.,Т.I.С.64; Филарет. История Русской Церкви. М.,1848. Т.I.С.30.
Курбатов Г.Л., Фролов Э.Д., Фроянов И.Я. Христианство: Античность, Византия, Древняя Русь. Л., 1988. С.157.
Константин Багрянородный. Об управлении империей. М., 1989. С.14.
Тржештик Д., Достал Б. Великая Моравия и зарождение чешского государства.// Раннефеодальные государства и народности. М.,1991. С.88 ; Ракова С., Матанов Х. Процессы государственного развития у хорватов и сербов в IX-XII вв.//Там же. С.162.
Константин Багрянородный. Указ. Соч. С.39.
Константин Багрянородный. Указ.соч. С.53-65.
Klaic N. Povijest Hrvata u ranom srednjem vijeku. Zagreb, 1975. C.236.
Тржештик Д., Достал Б. Указ. соч. С.93.
Принятие христианства народами:. С.126.
Лебедев Д.А. Вопрос о происхождении арианства. Сергиев Посад, 1916. С.8.
Прот. Георгий Флоровский. Восточные отцы IV в. М.,1992. С.19.
Там же. С.94.
ПСРЛ. Т.I. М., 1962. Стлб.III.
Прот. Флоровский Г. Указ.соч. С.29.
Там же. С.63.
Там же. С.96.
Творения святого отца нашего Кирилла, епископа Туровского. Киев, 1880. С.61.
Там же. С.65.
Там же. С.77.
Там же. С.40, 81.
Самуилов В.Н. История арианства на латинском западе 353-430 гг. СПб., 1890. С.144.
Прот. Флоровский Г. Указ. Соч. С.12.
Кузьмин А.Г. Западные традиции в русском христианстве.// Введение христианства на Руси. М.,1987. Гл.II. С.35
Введение христианства на Руси. М., 1987. С.35.
Дворецкая И.А. Возникновение раннефеодальных государств в Северной Италии VI-VIII вв. М.,1982. С.82,83; Корсунский А.Р. Готская Испания. М.,1969. С.15, 228; Корсунский А.Р., Гюнтер Р. Упадок и гибель Западной Римской Империи и возникновение германских королевств. М.,1984. С.34,52
Феофан Исповедник. Летопись византийца Феофана от царей Михаила и сына его Феофилакта. М.,1884. С.42
Продолжатель Феофана. СПб.,1992. С.141.
Шестаков С.П. Очерки по истории Херсонеса VI-X вв. М.,1908. С.98.
Феофан Исповедник. Указ. соч. С.120 ;Иордан. О происхождении и деяниях готов. М.,1960. С.120; Прокопий из Кесарии. Война с готами. М.,1950.(III;§9) С. 284
Феофан Исповедник. Указ.соч. С.26.
Кулаковский Ю.А. К истории готской епархии (в Крыму в VIII в.). Журнал Министерства народного просвещения. 1898,февраль. С.177.
Прокопий из Кесарии. Указ. соч. Кн.III,§9. С.284, кн.IV,§4,с.384.
Артамонов М.И. История хазар. Л.,1962. С.112.
Василевский В.Г. Русско-византийские отрывки. Житие Иоанна Готского.//Журнал Министерства народного просвещения.1878. Январь. С.127.
Якобсон. Раннесредневековый Херсонес.//Материалы и исследования по археологии. М.-Л.,1959.N63. С.42
Василевский В.Г. Указ. соч. С.127.
Кузьмин А.Г. Указ. соч. С.39.
Бильбасов В.А. Кирилл и Мефодий. Ч.I. СПб.,1868. С.166.
Константинов Н.А. Черноморские загадочные знаки и глаголица.// Учeные записки ЛГУ. N 197. Серия филологических наук. Вып. 23. 1957. С.110; Ягич И.В. Глаголическое письмо.// Энциклопедия славянской филологии. СПб., 1911. Вып.3. С.70,71.
Никольский Н.К. К вопросу о русских письменах, упоминаемых в Житии Константина Философа.// Известия по русскому языку и словесности. Л., 1928. Т.1., Кн.1. С.36; Прохоров Г.М. Глаголица среди миссионерских азбук.// Труды отдела древнерусской литературы Института Русской литературы РАН. СПб., 1992. Т.45. С.198.
Привалова М.И. Об источниках глаголицы // Учeные записки ЛГУ. 3 267. Серия филологических наук. Вып. 52. 1960. С.22,23.
Там же. С.32.
Прохоров Г.М. Указ.соч. С.183.
Прохоров Г.М. Указ.соч. С.183,189.
Кобищанов Ю.М. Северо-восточная Африка в раннесредневековом мире. М.,1980. С.182,184.
Прохоров Г.М. Указ.соч. С.199
Гаркави А.Я. Сказание мусульманских писателей о славянах и русских. СПб., 1870. С.135.
Архим. Леонид. О родине и происхождении глаголицы и о еe отношении к кириллице// Сборник Отделения русского языка и словесности. СПб., 1891. Т.53. N 3. С.41.
Введение христианства на Руси. М., 1987. С.39,40.
Шафарик П.И. О происхождении и родине глаголицы. М.,1861. С.22.
Сперанский М.Н. Тайнопись в югославянских и русских памятниках письма.// Энциклопедия славянской филологии. Л.,1929. С.64,65.
Константинов Н.А. Указ.соч. С.116.
Там же. С.117.
А.Л. Якобсон. Указ.соч. С.140.
А.Л. Якобсон. Указ.соч. С.186
А.Л.Якобсон. Указ.СОЧ. С.190, 195.
Сказания о начале славянской письменности. М.,1981. С.77,78
Дзиффер Д. Новые данные о традиции и тексте Пространного Жития Константина.// Славяноведение. 1994.С.66
Дзиффер Д. Указ.соч. С.66
Никольский Н.К. К вопросу о русских письменах, упоминаемых в Житии Константина Философа.// Известия по русскому языку и словесности. Л.,1928. Т.1. кн.1. С.2
Кузьмин А.Г. Указ.соч. С.42
Принятие христианства народами: С.27 Срезневский И.И. Древние памятники русского письма и языка. СПб., 1882. С.7
Медынцева А.А. Глаголические надписи из Софии Новгородской.// Советская археология. 1969. N1. С.203
Дзиффер Д. Указ.соч. С.65
Тржештик Д.,Достал Б. Великая Моравия и зарождение чешского государства.//Раннефеодальные государства и народности. М.,1991. С.93
Бильбасов В.А. Указ.соч. С.259
Кузьмин А.Г. Указ.соч. С.26; Лурье В.М. Чаша Соломона - Чаша Ездры.// Славяне и их соседи. Вып.5. М.,1994. С.11,19
ПСРЛ. Т.1 М.,1962. Стлб.28
Голубинский Е.Е. Святые Кирилл и Мефодий, первоучители славянские. М.,1885. С.62; Никольский Н.К. К вопросу о сочинениях, приписываемых Константину Философу.//Известия по русскому языку и словесности. Л.,1928. Т.1. Кн.2. С.145
Бодянский О.М. Кирилл и Мефодий. Собрание памятников до деятельных святых первоучителей и просветителей славянских племен относящихся. М.,1862. С.25
Бодянский О.М. Указ.соч. С.26
Никольский Н.К. К вопросу о сочинениях: С.415
Бодянский О.М. Указ.соч. С.23
Никольский Н.К. К вопросу о сочинениях: С.438
Верещагин Е.Н., Юрченко А.И. Греческий источник "Написания о правой вере" Константина Философа. //Советское славяноведение. 1989. N3. С.60,63
Успенский сборник XII-XIII вв. М.,1971. С.192
Кузьмин А.Г. Указ.соч.С.38
Исаченко А.В. Указ.соч. С.55
Исаченко А.В. Указ.соч. С.71,72.
Туницкий Н.Л. Материалы для истории жизни и деятельности учеников свв. Кирилла и Мефодия. Сергиев Посад, 1918. Вып.1. С.69.
Бодянский О.М. Указ.соч. С.24.
Мильков В.В. Определения философии Иоанна Дамаскина и его славяно-русские варианты.//Переводные памятники философской мысли в Древней Руси. М.,1992. С.135.
Лебедев А.И. Очерки внутренней истории византийской восточной Церкви в IX,X и XI веках. М.,1902. С.171.
Будилович О.М. Указ.соч. С.7-9.
Бодянский О.М. Указ.соч. С. 7-9.
Лев Диакон. История. М.,1998. С.91; Богданова Н.М. О времени взятия Херсонеса князем Владимиром.//Византийский временник. Т.47. м.,1986. С.44.
Поппе А. О причине похода князя Владимира Святославича на Корсунь (988-989).//Вестник МГУ. С.48.
Константин Багрянородный. Указ.соч. С.61,63.
ПСРЛ. М.,1962. Т.1.Стлб.109-112.
Память и похвала князю Владимиру и его Житие по списку 1494 г. //Записки Академии наук по историко-филологическому отделению. СПб, 1897. Т.1.N 6. С.2-8.
Пресняков А.Е. Княжое право Древней Руси. Лекции по русской истории. М.,1993. С.346, 347.
Розен В.Р. Император Василий Болгаробойца.//Императорской Академии наук. Т.44. СПб.,1883. С.219.
Шахматов А.А. Корсунская легенда о крещении Владимира. СПб.,1906. С.56.
Память и похвала: С.7
Козухина Г.Ф. О памятниках "корсунского дела" на Руси.// Византийский временник. Т.14.М.,1958. С.130; Якобсон А.Л. К истории русско-корсунских связей.//Византийский временник. Т.14. М.,1958. С.116.
Корзухина Г.Ф. Указ.соч. С.131.
Корзухина Г.Ф. Там же. С.132.
Медынцева А.А. Кирилло-мефодиевская традиция в Древней Руси (предметы христианского культа X-XII вв.) //История, кудьтура, этнография и фольклор славянских народов. М.,1993. С.141.
Медынцева А.А. Указ.соч. С.142; Седов В.В. Об одной группе древнерусских крестов.// Древности славян и Руси. М.,1988С.64.
ПСРЛ. М.,1962. Т.1. Стлб.124.
Шахматов А.А. Заметки к древнейшей истории русской церковной жизни.//Научный исторический журнал. СПб.,1914.Т.II.Вып.2. N4. С.53.
Например, дважды повторяется рассказ о походе на половцев (под 1103 и 1111 гг.) по Ипатьевскому списку. (ПСРЛ. М., 1962. Т.II. Стлб.252-256,264-268).
Бегунов Ю.К. Русское слово о чуде Климента и кирилло-мефодиевская традиция.//Slavia, r.43,N1. Praha, 1974. С.27-28; Лавров П. Жития херсонских святых в греко-славянской Письменности. М.,1918. С.111.
Ширинский С.С. Археологические параллели к истории христианства на Руси.// Древняя Русь и славяне. М.,1973. С.205.
Бегунов Ю.К. Указ. соч. С.28; Кузьмин А.Г. Указ. соч. С.34.
Лурье В.М. Указ. соч. С.11.
Лурье В.М. Указ. соч. С.15,19; Бодянский О.М. Указ.соч. С.5,26.
ПСРЛ. М.,1962. Т.1. Стлб.116,117; Бегунов Ю.К. Указ.соч. С.27.
Шахматов А.А. Разыскания о древнейших русских летописных сводах. СПб.,1908. С.75.
Присeлков М.Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X-XII вв. СПб.,1913. С.40.
Татищев В.В. История Российская. М.;Л.,1967.Т.1. С.112.
Там же. С.38; ПСРЛ. М.,1965. Т.IX/ C/57/
Мошин В.А. О периодизации русско-южнославянских литературных связей X-XV вв.// ТОДРЛ. М., Л.,1963.Т.19. С.49.
ПСРЛ. М.,1962. Т.1. Стлб. 176,177.
Ангелов Д. Богомильство в Болгарии. М.,1954. С.47.
Казачкова Д.А. Зарождение и развитие антицерковных идей в Древней Руси XI В.//Вопросы истории, религии, атеизма. М.,1958.Т.5. С.308.
Жужунадзе О.Г. К истории классовой борьбы в Киевской Руси конца XI в.//Вестник Отделения общественных наук АН ГССР. Тбилиси, 1963. N3. С.135.
ПСРЛ. М.,1962. Т.1. Стлб.178.
Фроянов И.Я. Советская историография о формировании классов и классовой борьбе в Древней Руси.//Советская историография классовой борьбы и революционного движения в России. Л.,1967. Т.1. С.51.
Мельников П.И. Полное собрание сочинений. СПб.,1907.Т.VII.С.45.
Третьяков П.Н. У источников древнерусской народности. Л.,1970. С.141.
Лихачев Д.С. Великое наследие. М.,1977. С.54.
Бегунов Ю.К. Козьма Пресвитер в славянских литературах. София, 1973. С.28.
Бегунов Ю.К. Козьма Пресвитер:. С.28.
ПСРЛ. М.,1965. Т.IX. C.68.
ПСРЛ. М.,1965. Т.IX. C.152.
Никольский Н.К. К истории славяно-русской письменности. СПб.,1916. С.21.
Мошин В.А. Указ. соч. С.40.
Мурьянов М.Ф. "Звонят колокола вечныа в Великом Новегороде". //Славянские страны и русская литература. Л.,1973. С.241.
Бочкарева М.Н. Новгородские каменные кресты из собрания Ростовского музея.//Культура средневековой Руси. Л.,1974. С.109; Кузьмин А.Г. Указ. соч. С.49.
Мурьянов М.Ф. Русско-византийские церковные противоречия в конце XI в.//Феодальная Россия во всемирно-историческом процессе. М.,1972. С.219,220.
Евтухов И.О. Концепция человека поздней античности (пелагиане). //Античность и средневековье Европы. Пермь,1994. С.127.
Беляев Н.Я. Пелагианский принцип в римском католичестве. Казань,1871. С.10.
Памятники литературы Древней Руси. XII век. М.,1980. С.400.
ПСРЛ. М.,1962. Т.1. Стлб.151.
Там же. Стлб.153.
Там же. Стлб.154.
Щапов Я.Н. Древнерусское государство и его международное значение. М.,1965. С.46.
ПСРЛ. М.,1962. Т.1. Стлб.156.
Златоструй: Древняя Русь X-XIII веков. М.,1990. С.114.
Там же. С.115.
Памятники литературы Древней Руси XII в. М.,1980. С.435.
ПСРЛ. М.,1962. Т.1. Стлб.152-153.

Перейти: <>
Опции: ОтветитьЦитировать

Ваше имя: 
Ваш email: 
Тема: 
Smileys
...
(loading smileys)
Незарегистрированный пользователь должен ввести код, чтобы публиковать сообщение. Действителен только последний показанный код.
Введите код:  Картинка
В онлайне

Гости: 96

This forum powered by Phorum.

Large Visitor Globe