edgeways.ru
|
|
Отв: Китайские древности... Пользователь: Владимир Илюшенко (IP-адрес скрыт) Дата: 02, November, 2011 19:17 Цитата:Бронзовое зеркало из Усть-Абаканского района Хакасии. Летом 2011 года автору представилась возможность сфотографировать, изучить и обмерить бронзовое зеркало найденное жителем Абакана. Со слов находчика зеркало было найдено на берегу реки Биджа недалеко от пос. Пригорск Усть-Абаканского района Хакасии. Зеркало представляет собой бронзовый диск с ручкой диаметром 104 мм, толщиной 7,5 мм, длина с ручкой 195 мм вес 428 гр. (Рис.1). Рис.1 Бронзовое зеркало, находка 2011 года. Сохранность находки очень хорошая, видимых повреждений нет. Лицевая сторона зеркала покрыта патиной и окислами. Поры, микротрещины и другие дефекты отсутствуют. На обратной стороне в центре расположена кнопка-державка виде свитка, но отверстия для шнурка нет. В орнаментном поле справа изображен мужчина, сидящий под деревом и напротив него мальчик. В верхней части, над персонажами – раскидистая ветка сквозь которую видно луну. Всю композицию окаймляет ровный неширокий бортик. Рельеф отливки высокий, изображение четкое. Ручка зеркала массивная, прямая с продольным пазом. Зеркало изготовлено очень качественно, очертания геометрически ровные, литейного брака нет. Осмотр находки, анализ, а также на основании полной идентичности найденного зеркала с китайскими зеркалами-аналогами можно уверенно утверждать о том, что зеркало отлито в Китае в конце правления династии Сун. Вероятно, зеркало завезено на территорию Минусинской котловины в домонгольский период (середина X в. – начало XIII в.). Это период заката эпохи Великодержавия енисейских кыргызов. Кыргызам пришлось обороняться от агрессивных монголоязычных кочевников – киданей и найманов, пресекших связи каганата с земледельческим цивилизациями Юго-Восточной Азии. Кыргызское население изрядно поредело в продолжительных войнах и, будучи распыленным по огромным территориям, не могло оказать серьезного сопротивления. Государство быстро слабело и дробилось, мелкие князьки один за другим объявляли о своей независимости и тут же начинали враждовать с соседями. В сущности, история могучей кыргызской державы на этом и завершилась. (1). Датировка и раскрытие символики декора на зеркалах этого типа – один из самых сложных вопросов, связанных с историей изучения поздних китайских зеркал. Вполне вероятно также, что появление зеркал с ручкой стало возможным вследствие деградации древних верований. Зеркала перестают отражать старые космогонические представления и становятся утилитарными предметами, украшенными благопожелательными символами. На ранних зеркалах с ручкой сохраняется рудимент – центральная шишка-кнопка (2). Такая форма кнопки редко, но встречается, и в основном характерна для зеркал сунского времени (Рис.2). Рис.2 Зеркала династии Сун найденные в Китае. 1, 2 – зеркала с изображением играющих детей на фоне цветов. 2 – зеркало с изображением птиц и рыб. Сюжет тоже достаточно редкий, зеркала такой формы и с таким сюжетом упоминаются в двух китайских источниках (3,4). За последние несколько лет такие зеркала только два раза проходили на специализированных аукционах в Китае (Рис.3). Важно то, что размеры нашего зеркала полностью совпадают с размерами китайских аналогичных зеркал. Рис.3 Китайские зеркала с изображением Ли Бо. 1 – С сайта [bbs.sssc.cn], династия Сун, диаметр 105 мм, ручка обломана. 2 – С того же сайта, династия Сун, диаметр 98 мм, длина с ручкой 188 мм. 3 – Династия Сун, диаметр 100 мм, длина с ручкой 195 мм вес 418 гр. лот №1110 аукцион GUARDIAN 2011-весна. 4 – Династии Южная Сун, длина 190 мм вес 295 гр. лот №5480 аукцион HUAXIA GUO 2010-осень. Казалось бы, в основе сюжета обычная бытовая сцена тех лет, веселый или подвыпивший мужчина что-то говорит мальчику. Однако, помня о том, что в Китае иногда было принято изображать на зеркалах реальных людей, был шанс установить, кто же изображен на зеркале. Просмотр большого количества фотоматериалов и консультации с китайскими специалистами дали неожиданный результат – оказалось, что на найденном зеркале изображен величайший поэт танской эпохи Китая – Ли Бо (701 – 762/763 г.). В большом ряду великих имен, прославивших китайскую литературу, Ли Бо принадлежит одно из самых почетных мест. На протяжении минувших веков китайский народ видел высокий образец вдохновенного служения Ли Бо своей отчей земле, служения бескорыстного, во имя идеалов гуманизма и правды (5). Он оставил после себя около 900 стихотворений. Человек, радовавшийся и страдавший, любивший жизнь и людей, ненавидевший ложь и искривление души, искавший и метавшийся, обласканный друзьями и преданный ими, рвавшийся к солнцу, как мифологическое древо Фусан, и танцевавший с тенью под улыбчивой луной, в чьих лучах искрилось янтарное вино, всегда готовый к нестандартным, «странным» поступкам, горячий и напористый, не ощущавший себя рабом формы, отвергавший чувство меры и взрывавший сковывающую традиционность, уже одной своей яркой, выразительной внешностью сразу обращавший на себя внимание. (6). Рис. 4 Ли Бо (李白 Вряд ли сюжет этого зеркала можно отнести к какому-либо конкретному периоду жизни Ли Бо. В нем слишком много противоречий. Это явно обобщенный мифологизированный сюжет о “гении вина” (酒仙, как его называли еще при жизни. Именно во время правления династии Сун к творчеству Ли Бо вернулся былой пиетет. А противоречия, да есть. На голове поэта чиновничий головной убор, а Ли Бо после ухода от двора перестал носить чиновничью форму, перейдя на простонародную одежду. К тому же он не просто лежит, а предается отшельническому отрешению (卧. Вино ему подносит 小童, что можно понять двояко: либо это действительно юный слуга какого-то кабачка, либо Даньша, постоянный слуга Ли Бо; в первом случае его жест, указывающий в “астральное пространство” (指仙境, слишком фамильярен, во втором – Даньша ведь того же возраста, что и Ли Бо (хотя как слугу его все равно можно назвать 小童. Ветка дерева над Ли Бо это или слива или персик. Ли Бо часто упоминал в своих стихах персиковые цветы, обычно со ссылкой на Тао Юаньмина, а в 730-е годы посадил во дворе своего дома в Яньчжоу персиковое дерево. Но логичнее, все же воспринять это как сливу, созвучную с фамилией поэта. Может эти строки из его стихотворения больше всего подходят к описанию сюжета этого зеркала: За кувшином вина Я послал в деревенский кабак, Но слуга почему-то Пропал - задержался в пути. На холмах на закате Горит расцветающий мак, И уж самое время, Чтоб рюмку к губам поднести. (перевод А. И. Гитовича) Автор выражает огромную благодарность Сергею Аркадьевичу Торопцеву за помощь в написании этой статьи. Список литературы. 1. Соловьев А. И. Оружие и доспехи: Сибирское вооружение: от каменного века до средневековья. Новосибирск: ИНФОЛИО-пресс, 2003. 2. Е. И. Лубо-Лесниченко Привозные зеркала Минусинской котловины. К вопросу о внешних связях древнего населения Южной Сибири. С приложением статьи И.В. Богдановой-Березовской. // М. Серия: Культура народов Востока, 1975. 3. 历代铜镜纹饰. 河北省文物研究所编. 河北美术出版社. ISBN 7-5310-0721-5/J-646, 1996, стр. 248, рис. 294; 4. 中国铜镜史. 管維良重慶 重慶出版社. ISBN:9787536676077, 2006, стр. 311, рис 527-1 5. Федоренко Н. Т. Великий Ли Бо. Известия АН СССР. Отделение литературы и языка. - Т. XXXII. Вып. 3. - М., 1973. 6. Торопцев С.А. Жизнеописание Ли Бо - Поэта и Небожителя. М., 2009. |