edgeways.ru
|
|
Древнеегипетская камасутра Пользователь: Andrew VK (IP-адрес скрыт) Дата: 07, October, 2010 19:58 Немного клубнички, а то всё о серьёзном :-))
На западном берегу Нила за городом Фивы находятся Долина Царей и Долина Цариц - места захоронения правителей Древнего Египта. Неподалеку расположен поселок ремесленников и художников, живших тут примерно с 1550-го по 1069 год до н. э. (сейчас поселок называется Дейр-эль-Медина). Это они вытесывали в скалах и украшали царские усыпальницы. Захоронения мастеров находились тут же, в Дейр-эль-Медине. Конечно, их могилы уступали гробницам правителей. Но и здесь археологи нашли множество настенных изображений, статуэток и папирусных свитков. В 1820 году рабочие, проводившие раскопки в Дейр-эль-Медине по заданию французского консула, нашли фрагменты папируса со странными рисунками и надписями. Сперва рабочие решили, что обнаружили отрывки Книги мертвых (так называют древнеегипетские религиозные тексты о потустороннем мире). Находку передали консулу. Тот продал папирус вместе с другими находками Институту археологии в Турине. Осмотреть и оценить новые приобретения взялся Жан Франсуа Шампольон - тот самый, который расшифровал древнеегипетские иероглифы (он считается основателем египтологии). Шампольон быстро понял, что к Книге мертвых папирус отношения не имеет. А приглядевшись к рисункам на нем повнимательнее, египтолог залился краской и тут же объявил находку «не подлежащей изучению». Шампольон занялся другими документами из Дейр-эль-Медины, а злосчастный папирус (ему присвоили номер 55001) отправился в запасники Египетского музея в Турине. Непристойные рисунки Лишь в середине XX века ученые вновь обратили внимание на так называемый Туринский эротический папирус. И с тех пор разговоры о нем не утихают. Что же представляет собой папирус № 55001? Возраст его - почти три тысячи лет. Считается, что он был изготовлен во времена фараона Рамзеса III или его сына Рамзеса IV, то есть в XII-XI веках до н. э. Длина свитка - больше двух с половиной метров, а высота - около 20 сантиметров. Папирус плохо сохранился, но на найденных фрагментах можно различить 27 сценок. 12 из них изображают пары, занимающиеся сексом в разнообразных позах. Гениталии мужчин неправдоподобно велики. Между рисунками видны едва сохранившиеся надписи, которые комментируют происходящее. Остальные 15 сценок изображают животных, занимающихся человеческими делами: мыши штурмуют крепость кошки, бегемот собирает плоды с дерева, осел вершит суд. Однако ученые, естественно, больше заинтересовались эротикой. Слишком дорого для порнографии Глядя на эти рисунки, легко догадаться, что так шокировало египтолога Шампольона. Изображения на папирусе № 55001 абсолютно не похожи на другие дошедшие до нас произведения древнеегипетского искусства. Правда, на некоторых рельефах и рисунках боги иногда изображались с возбужденными фаллосами. Но такие изображения носили сакральный характер: фаллосы богов символизировали силу и плодородие. А люди, нарисованные на Туринском эротическом папирусе, занимаются земными вещами. И явно получают от этого удовольствие. Так может быть, папирус № 55001 и не является произведением искусства? Что если в Древнем Египте уже существовало нечто вроде порноиндустрии? Известна серия весьма откровенных рисунков той же эпохи. Они были сделаны на острака - плоских кусках известняка. Однако исследователи считают, что Туринский эротический папирус не имеет ничего общего с дешевыми порнографическими рисунками. Во-первых, в древности папирус был очень дорогим материалом. Во-вторых, чернила, которыми были нарисованы эти фривольные сценки, очень высокого качества, а значит, и цена их была высока. Кроме того, по остаткам изображения можно определить, что папирус когда-то был раскрашен желтой, красной и зеленой красками, а они тоже обходились очень дорого. Древние художники не могли позволить себе тратить столь ценные материалы на порнокомиксы. Ученые уверены также, что автором рисунков был настоящий художник, а не, скажем, расшалившийся юный подмастерье. Манера, в которой выполнены изображения, говорит об уверенной руке мастера. Искушенные плясуньи Выходит, папирус № 55001 был создан вовсе не для развлечения любителей «клубнички». Некоторые ученые полагают, что это своеобразное пособие по сексуальной грамоте, древнеегипетская «Камасутра». Есть даже мнение, что сценки Туринского папируса нарисовали по заказу какой-нибудь проститутки - в качестве «каталога» сексуальных поз для клиентов. Но большинство ученых не принимают это предположение всерьез. Ученые считают, что женщины с папируса № 55001 -это храмовые танцовщицы и музыкантши. В сохранившейся надписи одна из дам прямо называет себя певицей при храме. Другая держит в руке лиру, что указывает на род ее занятий. Изображения девушек отвечают древнеегипетскому идеалу красоты: они молоды, стройны, у них длинные ноги, небольшая упругая грудь и парики с длинными густыми волосами. Вся их одежда -это узкая набедренная повязка. Так одевались танцовщицы и певицы, участвовавшие в торжественных религиозных церемониях и праздниках знати. Простолюдины или знать? По поводу женщин, изображенных на папирусе, разногласий у большинства ученых не возникает. Зато мужские персонажи поставили исследователей в тупик. С одной стороны, это типичные простолюдины, причем не первой молодости. Их тела далеки от совершенства, у многих имеется брюшко. Прически не похожи на элегантные парики фараонов и вельмож. Одни мужчины лысые, другие растрепаны. У кого-то растет неопрятная бородка. Людей высшего сословия в Древнем Египте так не изображали. Кроме того, у двух персонажей папируса за плечами мешки, будто эти мужчины собрались в путь. Но с другой стороны, все мужчины явно обрезаны, а это было характерно лишь для знати. К тому же их тела не закрашены охрой, как это обычно делалось при изображении простолюдинов. Смех как наказание Большинство исследователей сходятся на том, что на Туринском эротическом папирусе нарисованы все-таки мужчины знатного происхождения. Или, что вероятнее всего, жрецы. Но почему художник решил придать их облику столь отталкивающие черты? Вероятно, считают египтологи, этот неизвестный мастер был сознательным гражданином и близко к сердцу принимал проблемы своей страны. А проблем было немало. Правление Рамзеса III - не самые спокойные годы в истории Древнего Египта. Страна должна была постоянно защищаться от набегов средиземноморских народов. Судебные власти расследовали множество дел о разграблении усыпальниц в Долине Царей. Частые неурожаи вели к росту цен на хлеб. В это время случилась первая в истории документально зафиксированная забастовка: ремесленники и художники из Дейр-эль-Медины, недовольные низкой оплатой труда, остановили работу. В окружении фараона плелись интриги. Даже поведение жрецов перестало быть образцом нравственности. Священнослужители Древнего Египта не были обязаны блюсти целомудрие. Однако им категорически запрещалось вступать в интимные связи со служительницами храмов. Скорее всего, этот запрет повсеместно нарушался. Чтобы восстановить репутацию, жрецы были вынуждены публично клясться, что никогда не предавались любовным утехам с храмовыми танцовщицами и певицами. Видимо, эти клятвы не были убедительными. Поэтому и появился Туринский папирус - не просто эротический «комикс», а сатира на упадок нравов среди знати и духовенства. Ученые считают, что и изображения зверей в комических ситуациях относят этот папирус к смеховой культуре. Художник позволил себе посмеяться над тем, что раньше было священным, а потому запретным. Было или не было? Возможно, были и другие произведения, подобные Туринскому эротическому папирусу. Более того, вероятно, они существуют и сейчас. И, как полагают многие ученые, вовсе не в песках пустыни или неизвестных гробницах, а в запасниках музеев. Эротические рисунки и тексты не вписываются в сложившиеся у нас представления о возвышенном и целомудренном древнеегипетском искусстве. Поэтому проще делать вид, будто ничего подобного и не было. То есть поступать так, как почти двести лет назад сделал великий египтолог Жан Франсуа Шампольон. Юлия Самойлова Ссылка на папирус в Туринском музее - [www.bubastis.be] |