edgeways.ru
Список форумов
Раскопки
Постижение истории человечества 
Поморье и Приамурье
Пользователь: LUPUS (IP-адрес скрыт) [Модератор]
Дата: 23, June, 2009 11:25

Впервые вопрос о переселенцах граф Муравьев-Амурский поднял еще в 1851 году. Но тогда, из-за боязни ослабить западные границы империи после неудачной Восточной (Крымской) войны 1853—1856 годов, эта акция осуществлялась довольно осторожно. В результате переселения 1855—1862 годов на новые земли прибыло 16,4 тыс. казаков-забайкальцев и причисленных к войску так называемых "штрафованных" — проштрафившихся нижних чинов из гарнизонных батальонов внутренних губерний страны. Вторично вопрос о переселенцах стал на повестку дня уже в 1890-е годы — после начала строительства Транссибирской магистрали и Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД). Инициатором этого переселения стал министр путей сообщения (впоследствии первый председатель Совета Министров России) Сергей Витте.

Вообще, в конце XIX — начале XX веков были три явно выраженные волны переселенцев. И все они пришли на Дальний Восток в основном из Юго-Западного края Российской империи — Украины (Малороссии) и нечерноземных губерний. Первая волна — годы начала строительства Транссибирской магистрали (1891—1894), тогда на Дальнем Востоке и появились первые украинцы. Вторая (1895—1903) была вызвана к жизни предстоящим строительством КВЖД, закреплением (увы, временным) России в Маньчжурии и растущими нуждами обороны "Восточно-Сибирских окраин" (как их тогда называли). Большая часть переселенцев той поры появилась на Дальнем Востоке в 1901—1903 годах. И, наконец, последняя — третья волна явилась следствием поражения в русско-японской войне, после которого правительству стало окончательно ясно — людской потенциал Дальнего Востока явно недостаточен. Это переселение проходило в основном в 1907—1909 годах и позднее — вплоть до начала Первой мировой войны.

Примечательно, что три четверти переселенцев всех трех волн — это безземельные крестьяне — выходцы из Киевской, Черниговской, Полтавской и Харьковской губерний (нынешних Киевской, Черниговской, Полтавской, Сумской и Харьковской областей).

"Черниговская инициатива"

Впрочем, настало время более подробно рассказать о наших предках. Должен сразу сказать, что для меня это не только историко-публицистическое повествование, но и долг потомка перед своими, вне всяких сомнений и без ложной скромности, героическими предками, ибо прапрадед и прадед мои были переселенцами. О трудностях жизни моих предков и их товарищей, о мужестве и стойкости при освоении края и его защите от маньчжур и пойдет речь в этом своеобразном историческом отчете. Да и повод тоже есть — 100-летие окончательного освоения Приамурья и Приморья украинскими переселенцами, которое будет отмечаться (а я в это верю!) в 2006 году — так же, как и в ноябре 1991 года отмечалось 100-летие переселенческого движения украинцев Австро-Венгрии и губерний Царства Польского в США и Канаду.

Первая волна переселенцев, как я уже отметил, пришлась на период начала строительства Транссибирской магистрали. Для более полного описания событий я обращусь к воспоминаниям Сергея Витте. Он писал: "Когда я сделался министром путей сообщения в феврале 1892 года, то во время одного из моих первых докладов император Александр ІІІ высказал мне свое желание, свою мечту, чтобы была выстроена железная дорога из Европейской России до Владивостока. Как известно, цесаревич Николай, нынешний император, 19 мая 1891 года заложил Уссурийскую железную дорогу, идущую из Владивостока в Хабаровск, так как в те времена не предполагали, чтобы Великий Сибирский путь прошел через китайскую территорию, то есть прошел бы прямым путем из Иркутска во Владивосток". В 1895 году, после принятия решения о строительстве самой КВЖД, встал вопрос о создании населенных пунктов как вдоль самой железной дороги, так и в Приморье.

"Теоретически" этот вопрос был решен быстро — император утвердил "Особый комитет по делам Дальнего Востока", на который была возложена задача организовать переселенческое движение. Однако не было четко указано, из каких местностей России набирать переселенцев. Зауралье и Западная Сибирь исключались — эти местности сами были малозаселенными. Из Центральной России, особенно из индустриальных районов, тоже было решено переселенцев не направлять. Выход был найден по подсказке бывшего черниговского генерал-губернатора и предводителя черниговского дворянства, а теперь — министра внутренних дел (с осени 1895 года — председателя Комитета министров) Ивана Дурново. Переселенческий поток стали "формировать" из числа безземельных и малоземельных крестьян Малороссии, преимущественно Черниговщины.

Но почему именно Дурново подсказал эту идею Витте? Я долго думал над этим, пока не выяснил интересный факт. В 1881—1882 годах товарищем (заместителем) министра внутренних дел империи графа Игнатьева был не кто иной, как Иван Дурново. Неудивительно, что воспоминания Игнатьева о красотах и богатствах Южно-Уссурийского края и Приамурья навели Дурново на мысль о том, чтобы помочь безземельным крестьянам своей родной губернии. Решение о переселении черниговчан было однозначно одобрено "Особым комитетом". А самого Дурново члены комитета прозвали "умелым хитрецом".

Однако вернемся к воспоминаниям Витте: "Иван Николаевич Дурново окончил курс в корпусе, был артиллерийским офицером, а затем мелкопоместным помещиком Черниговской губернии. Вследствие своего добродушного характера, умения ладить с лицами, быть весьма приятным своей довольно импозантной фигурой — благодаря всем этим качествам …он был и приятным предводителем дворянства, и приятным губернатором, и приятным товарищем министра внутренних дел …он человек хлебосольный, милый и очень хитрый; у него была именно хохлацкая, малороссийская хитрость".

Итак, первым человеком, предложившим организовать переселенцев с Черниговщины, был коренной черниговчанин Иван Дурново. К сожалению, со временем — отчасти благодаря "стараниям" Витте и Столыпина — имя Ивана Дурново как одного из организаторов переселенческого движения было незаслуженно забыто. А порой и искажена его роль в этом деле. Но как бы там ни было, в начале 1895 года решение о переселении было утверждено. Российскому Добровольному флоту было дано поручение организовать доставку переселенцев и их семей из Одессы во Владивосток за казенный счет. В 1895—1899 годах было перевезено, по различным источникам, от 15 тыс. до 23 тыс. человек. По прибытии же судов с переселенцами (с 1897 года колонисты были уже не только с Черниговщины, но и с Полтавщины, Киевщины, Слобожанщины) пассажиры распределялись Южно-Уссурийским переселенческим управлением по районам.

На страже границ империи

Для переселенцев были выделены два основных "района оседания" — в Амурской области (севернее Благовещенска) и в Приморской области (в Приханкийской низменности, на стыке границ России, Кореи и Китайской Маньчжурии). Из фондов специально созданного Южно-Уссурийского переселенческого управления новоселам выделялся земельный надел (не менее 20 десятин), лес для построек, по одной лошади и по одной корове на семью, семена, необходимые сельскохозяйственные орудия и разные домашние принадлежности. В результате принятых мер численность населения Южно-Уссурийского края уже в 1899 году превысила 46 тыс. человек, которые проживали большей частью в 118 поселениях на равнине, прилегающей к озеру Ханка. С тех пор и появились на карте Южно-Уссурийского (ныне — Приморского) края села и города с милыми и родными для жителей северо-востока Украины названиями: Черниговка, Чугуевка, Новочугуевка, Прилуки, Хороль, Киевка, Новоселище, Барабаш-Левада, Гайворон, Михайловка, Васильковка, Андреевка, Яблоновка, Монастырище, Нежино, Новонежино, Синельниково, Галенки, Хвалынка, Раздольное… И еще множество других. Со временем Хороль, Чугуевка и Черниговка стали районными центрами Приморья.

С целью не только развития края, но и защиты границы с Маньчжурией мужское население из числа переселенцев вступало в Амурское казачье войско и вместе с семьями селилось в станицах. Учитывая факт постоянной угрозы со стороны отрядов маньчжурских разбойников-хунхузов, император Александр III распорядился об усилении дальневосточного казачества России. В результате уже к 1898 году дополнительно было основано 96 станиц — 67 на берегах Амура и еще 29 — на реке Уссури. Основной костяк казаков-станичников опять-таки составили переселенцы из Украины.

Согласно утвержденному еще императором Александром ІІ Освободителем "Положению об Амурском казачьем войске", дальневосточные казаки были обязаны:

— содержать сообщение по Амуру (от станицы Покровская до реки Уссури) и по Уссури, и далее сухим путем до морского побережья, летом на лодках и пароходах, а зимой и по сухопутной границе — на лошадях;

— охранять границы империи и края;

— отправлять службу в пределах Амурской и Приморской областей и вне их пределов;

— поддерживать почтовое сообщение между станицами и селениями;

— заготавливать для казенных пароходов дрова и уголь;

— нести все внутренние и натуральные повинности с постоянной оседлостью.

При этом полагалось "войско никакими податями и сборами не облагать, денежных повинностей не брать и содержать за счет казны", а в ряды Амурского казачества "зачислять лиц всех состояний". Все чины войска наделялись пожизненными участками земли: офицеры — от 200 до 400 десятин, церковный станичный причт — 99 десятинами, рядовые казаки — 30 десятинами. Срок службы в Амурском казачьем войске первоначально определялся для офицеров — 25 лет; для прочих казаков — 22 года полевой и 8 лет внутренней службы (всего 30 лет). Войсковые станицы повелевалось располагать на расстоянии не более 25 верст (27 км) одна от другой. Кроме того, в 1889 году из Амурского казачества было выделено особое Уссурийское казачье войско. Оно располагалось на территории от залива Посьет (самая южная часть Приморья на границе с Кореей) до станицы Игнатьевка (сейчас железнодорожная станция Игнатьевка). А на Амурское казачье войско были возложены задачи охраны левого берега Амура от станицы Покровской (на территории нынешней Амурской области) до станицы Переяславка (сейчас город Переяславка Хабаровского края).

[supernovum.ru]



Перейти: <>
Опции: ОтветитьЦитировать

Тема Написано Дата
Поморье и Приамурье LUPUS 23.06.2009 11:25
Отв: Поморье и Приамурье LUPUS 23.06.2009 11:27
Отв: Поморье и Приамурье LUPUS 23.06.2009 11:27
Отв: Поморье и Приамурье LUPUS 23.06.2009 11:28
Зеленая Республика LUPUS 08.09.2011 12:07
Розовая Республика(tu) LUPUS 08.09.2011 12:12
примечание LUPUS 09.09.2011 16:09
по Розовой Зуенко Ю.И. 26.09.2011 11:57
Отв: по Розовой LUPUS 26.09.2011 12:20


Ваше имя: 
Ваш email: 
Тема: 
Прикрепить файл
  • Файлы не могут быть больше, чем
  • ещё 20 файлов может быть прикреплено
Smileys
...
(loading smileys)
Незарегистрированный пользователь должен ввести код, чтобы публиковать сообщение. Действителен только последний показанный код.
Введите код:  Картинка
В онлайне

Гости: 121

This forum powered by Phorum.

Large Visitor Globe